Вегетарианство

Начальная страница
Наш фотоальбомчик для всех
Чем мы интересуемся
Страничка ссылок
Гостевая книга
Оглавление сайта
Последние обновления :

20.05.02
Рассказ "Мой маленький Вудсток"

Две новые фотографии


Слава, почет и уважение нашему первому посетителю

Сергею Кострикину !!!

 

 

Перед тем как начать сообщу, что в разделе "По нашенским местам" имеются  ссылки на странички, посвященные вегетарианству.

 

А теперь - проповедь. Сначала две цитаты из "Братьев Карамазовых", которые можно считать эпиграфом.

 

" ... потому что если вы действительно, как сам вижу, не понимали ничего доселева и не притворялись предо мной, чтоб явную вину свою на меня же в глаза свалить, то все же вы виновны во всем-с, ибо про убивство вы знали-с и мне убить поручили-с, а сами, все знамши, уехали. Потому и хочу вам в сей вечер это в глаза доказать, что главный убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это и я убил."

" - Так имел, так имел я эту жажду, имел? - проскрежетал опять Иван.
  - Несомненно имели-с и согласием своим мне это дело молча тогда разрешили-с, - твердо поглядел Смердяков на Ивана."

 

    Давайте не будем обманывать себя - мы все принимаем участие в убийстве животных. Конечно большинство нормальных людей неспособно просто так взять нож и заколоть поросенка, и слава Богу.  Но - мир наш устроился так, что плодами убийства мы пользуемся, вольно или невольно, каждый день.

     Меня всегда расстраивала одна вещь. Я много раз слышал от разных людей, знакомых и незнакомых, что они чувствуют угрызения совести, за то что принимают участие в сложившемся порядке вещей (поскольку мне еще неоднократно придется обозначать его каким-то словом, определим его сейчас - я буду называть этот порядок вещей "мясоедство", подразумевая под этим все, связанное с убийством животных для человеческих нужд). Многим очевидно противоречие, которое вновь и вновь заставляет людей сомневаться в правильности и праведности мясоедства. На одном конце логической цепочки стоит благородная цель - поддержание жизни и здоровья человека, на другом - низменное, негуманное средство ее достижения - убийство   животных (хочется здесь добавить, что промышленное выращивание животных по гуманности недалеко отстоит от убийства). Но попытка изменить в соответствии с этим хотя бы себя и свой образ жизни встречает такое сопротивление со всех сторон, что большинство людей сдается практически с самого начала. Если бы каждый мог в этом разобраться, решить для себя, что правильно, а что нет, и просто, не встречая сопротивления, а лучше встречая поддержку, начать поступать так, как он считает правильным, то смею предположить, что вегетарианцев было бы на свете больше.

    Несмотря на упомянутую логическую нестройность, мясоедство в мире доминирует. Чтобы нестройная схема стала принципом мироустройства, для нее нужны обоснования. Как придать ей убедительность? Надо убедить, что убийство животных необходимо для поддержания жизни людей, что отказ от убийства животных приводит к более тяжким последствиям, чем его приятие, и что поэтому при мясоедстве можно жить с чистой совестью. Эти три тезиса я хочу здесь обсудить.

Что же сказать на этот счет?

    Господствующее мнение гласит, что человек нуждается в мясной и рыбной пище, или более общо, в продуктах животного происхождения. Без них рацион человека неполноценен, и более или менее длительное вегетарианское питание приводит к болезням, истощению сил, нарушению процессов в организме - короче наносит непоправимый ущерб здровью человека, значительно сокращая отпущенный ему земной срок.

    Скажите честно, верите ли Вы этому? Я - нет.  К сожалению, в области питания и здоровья я экспертом не являюсь, поэтому в этом вопросе я не могу найти аргументов в свою пользу, кроме, разве что, самого факта своего существования в относительно добром здравии. Аргументов таких однако довольно много, и для интересующихся ими я бы порекомендовал эту ссылку. Из аргументов против вегетарианства чаще всего звучит утверждение о том, что существуют жизненно необходимые аминокислоты, которые в растительной пище не встречаются. Опять же, я не медик, авторитетно обосновать не могу, поэтому вынужден сослаться на мнение других, которое гласит, что это очевидно не так.

    Хочу сказать немного на тему "Вегетарианство и здоровье детей". До рождения наших детей я был готов поверить, что младенцам мясное питание все же необходимо. Но информация и опыт, которыми с нами поделились другие вегетарианцы, убедили в том, что вегетарианство может начинаться с самого рождения. Так что когда мы ждали детей, сомнений у нас уже не было, о чем лично я не жалею. Дочь моя Юлька как-то без особых проблем и видимых последствий для здоровья доросла до уже почти 4 лет, не зная о том, что такое мясо, и ни разу не попробовав ничего, что содержало бы мясо или рыбу. Ну, то есть, что значит "без последствий" - если сравнивать ее со среднестатистическим ребенком, то ее здоровье по-моему намного лучше, за 4 года она перенесла один грипп и 4 простуды. Все. Вадик - за почти два года две простуды. Дело может и не в вегетарианстве, но уж во всяком случае, пагубного влияния от отсутствия мясной пищи я не вижу. Посему в тезис о том, что растущему детскому организму мясо и рыба необходимы и что без них ребенок вырастет ненормальным, я не верю.

    Мясоедство стоит в ряду главных причин сердечно-сосудистых заболеваний, основной причины смертности в развитых странах. Некто подсчитал, что если бы все жители США отказались от мясного питания, то в стране умирало бы ЕЖЕДНЕВНО на 3000 человек меньше.

    Последнее можно отнести уже и ко второму из упомянутых мной тезисов - отказ от мясоедства приводит к более тяжким последствиям, чем его приятие. Я склонен считать, что когда каждый ищет для себя ответ на него, то традиции и сложившийся образ жизни здесь значат больше, чем научные доводы и здравый смысл. Вегетарианские традиции в мире, что и говорить слабы, а вегетарианский образ жизни связан пока со множеством неудобств разного калибра, и это уже чаще всего предопределяет выбор человека в пользу мясоедства. Научные доводы приводятся с разных сторон, и неспециалисту в медицине пожалуй не удастся здесь разобраться объективно. Но помимо медицинских и этических доводов в пользу вегетарианства есть еще и другие. Например, экономические.

    Для отдельно взятого человека экономические причины может и не слишком весомы. Я часто слышу, что мясо стоит слишком дорого, и что многие из-за этого не могут позволять себе часто питаться мясом (хотя ни разу речь не шла о принципиальном отказе от мясной пищи). Но в макромасшатбе это все более значимо и осязаемо. На сей счет - цитата с упомянутого выше сайта.

" ...

Если вместо того, чтобы кормить зерном скот, мы бы сохраняли его и отдавали бедным и голодающим, мы смогли бы легко накормить всех хронически недоедающих людей во всем мире.
Если бы мы ели хотя бы половину того мяса, которое мы едим, мы смогли бы сэкономить такое количество пищи, которого хватило бы для того, чтобы накормить все развивающиеся страны. ( Речь идет только о США (Примеч. переводчика))
Специалист по вопросам питания, Джин Майер, подсчитал, что уменьшение употребления мяса всего на 10 %, позволит высвободить такое количество зерна, какое необходимо для того, чтобы накормить 60 миллионов человек.
Трагическая и шокирующая правда заключается в том, что 80-90 % всего зерна, выращиваемого в Америке, идет на корм животным. ...Все больше и больше ученых и экономистов защищают вегетарианство, которое является средством для разрешения ужасной проблемы голода на нашей планете, потому, что как они утверждают, употребление в пищу мяса является главной причиной нехватки продуктов питания.

... мясо - это наиболее неэкономичная и неэффективная пища, которую мы можем есть. Стоимость одного фунта мясного белка в двенадцать раз выше, чем стоимость того же количества растительного белка. Только 10 % белка и калорий, содержащихся в мясе, может быть усвоено организмом, остальные 90 % являются бесполезным шлаком.
Огромные площади земли используются для выращивания кормов для скота. Эти земли могут быть использованы гораздо более продуктивно, если выращивать на них зерно, бобы или другие стручковые овощи. Например, если выращивать быков, то для получения одного фунта белка требуется один акр земли для выращивания корма, но если эту же землю засеять соевыми бобами, то мы получим 17 фунтов белка! Иными словами, для того, чтобы питаться мясом требуется в 17 раз больше земли, чем для того, чтобы питаться соевыми бобами. Кроме того, соевые бобы содержат меньше жира и лишены мясных токсинов.
Выращивание животных для использования их в пищу является страшной ошибкой в использовании природных ресурсов, не только земли, но и воды. Установлено, что производство мяса требует в 8 раз больше воды, чем для выращивания овощей и зерна.
Это значит, что в то время, как миллионы людей всего мира голодают, несколько богатых людей используют понапрасну огромные пространства плодородной земли, воду и зерно с единственной целью - питание мясом, которое постепенно разрушает здоровье людей."  

Добавить к этому, пожалуй, нечего.

    Перейду наконец к последней из трех тем, самой трудной и самой для меня важной. Я имею в виду связанные с мясоедством моральные проблемы.

    Лично для меня главной причиной моего вегетарианства было желание избежать противоречий внутри себя, без которых, по моему глубокому убеждению, нельзя сознательно придерживаться мясоедства. Мне хотелось, чтобы совесть моя была чиста хотя бы на этот счет. Я, наверное, довольно странный человек, и убеждения мои разделяют немногие. Я не стремлюсь их навязывать, и редко говорю о них, но этот сайт мне представляется тем случаем, когда это уместно и нормально.

    Людям свойственно отделять себя от других. Сам я тоже этому подвержен, но всегда что-то во мне протестует, когда проводится черта между "нашими" и "не нашими". Человечество осуждает в людях стремление отделять и, как следствие, сравнивать друг с другом расы, народы, классы и прочие группы. Но есть положение, с которым не согласны разве что немногие "не от мира сего" - идея об исключительности и особой роли человека среди живых существ.

    Мы все привыкли считать нашу Землю миром людей. Фраза "Человек - царь природы" преподносится нам в нежном возрасте как постулат, и вряд ли она встречает в человеке возражение. Да и других мнений в том возрасте человек обычно не имеет, по той простой причине, что дети просто по-хорошему и не знакомы с животным миром, не знают об жизни животных. Не в том смысле, что не видели - домашние-то животные есть у многих. Просто ребенок понимает под жизнью то, что он видит вокруг и знает на себе - слова, действия, впечатления, - и это чаще всего что-то свойственное миру людей, а не животных. Вряд ли кто-то из детей может представить себе, например, чем наполнена жизнь коровы, кошки, полевой мыши. Да никто и не будет представлять, это никому не интересно. В сознании утверждается мысль, что существование животных вообще не надо считать жизнью, или считать за жизнь второго сорта. В самом деле, какая может быть жизнь у существа, которое не может говорить, мыслить, ходить и т.п. (нужное подчеркнуть)?

    Становясь старше, человек часто делает в этом размышлении следующий шаг. И думает - а ведь и убийство животного не такой уж и грех. Человек вот, это да, это мыслящая вселенная, это неповторимый внутренний мир. А животные не мыслят, никому ничего умного не скажут, души у них нет, так что и убийства особого нет. И защищать они себя не защищают, так что вроде как будто и они не против ...

Думали ли Вы так когда-нибудь? Думаете ли сейчас?

    А кто, собственно, сказал, что они не мыслят, не имеют души? Мы знаем только, что они нам ничего не говорят, предполагаем, что они не облекают свои мысли в слова, смеемся, если они выражают симпатии или неприязнь, как над чем-то забавным, но не воспринимая это всерьез. На каком основании мы считаем человеческие переживания настоящими, и отказываем в этом животным? Кто провел такую грань, оставив человека выше черты, и вынеся за нее всех остальных? Если же мы чуть сдвинем эту грань, так чтобы за нею остались и некоторые люди, то получим нечто знакомое - фашизм.  Все думают - откуда же он берется, дети все такие хорошие растут ...  Позвольте предположить - вот отсюда и берется. Если общество не сомневается в том, что кого-то убивать можно, а кого-то нельзя, то где провести эту грань - это уже дело второе.

    Если мы действительно люди и на самом деле стремимся к истине, праведности и справедливости, то давайте в первую очередь подумаем, умеют ли животные страдать. И если мы честно ответим на этот вопрос очевидное "да", остальные аргументы должны отпасть в принципе.

 

    Есть люди, которые живут засчет убийства животных. Есть люди, которые активно выступают за то, чтобы животных не убивали. Есть те, кто на эту тему просто не задумываются. И есть, наконец, те, кто понимает, что что-то в мире не так, что жить засчет промышленного убийства нельзя, но они не могут найти для себя аргументов, почему от этого надо отказываться. Я попытаюсь немного порассуждать на этот счет. Наверное получится наивно, или даже смешно, но с другой стороны - можно ли о таких вещах сказать что-либо кроме детского "это нехорошо"?

    Во все времена люди замечали эффект толпы. Моральные нормы и культурные устои, которым человек следует в своей нормальной жизни, подвергаются испытанию, если он оказывается вдруг в толпе, которая через них перешагивает. Следование моральным нормам зачастую обусловлено не внутренней необходимостью в этом, а боязнью быть уличенным, если кто-то вдруг заметит, что ты ведешь себя недостойно. Но если так поступают все вокруг, то боязнь эта у человека отпадает. И вот тут уже решается - истинны ли, искренны ли его убеждения, выстраданы ли они, или же он просто всю жизнь ждал того момента, когда можно будет наконец отбросить ограничения. Позвольте мне просто сказать : первое - это хорошо и честно, а второе - плохо и нечестно.

    Я не знаю, как человек вовлекается в систему уничтожения животных. Не могу понять, как человек становится мясником. Мне кажется абсурдным то, что типичный образ охотника рассказчики наделяют любовью к природе, мне непонятно как можно убивать то, что ты любишь. Я считаю ложной и неправедной саму романтику, связываемую с охотой и рыбалкой. И не могу признать хэмингуэевского Старика за положительного героя после фразы "Рыба,  я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер... ". Слава Богу, я в этой роли не бывал. Но их заказчиком, потребителем их труда я до вегетарианства был. Поэтому позволю себе считать, что положение такого среднестатистического потребителя мне знакомо.

    Людей живущих убийством все же не так много. Но практически все мы пользуемся плодами их работы. И не просто пользуемся, но платим им за это и ожидаем, что они и дальше будут заниматься своим ремеслом. И это, по-моему, большой грех человечества. Я считаю, что нельзя считать свою совесть чистой, если ты принимаешь в этом участие.

    Если речь идет об убийстве людей, то тут все ясно - заказчик убийства для нас является таким же преступником, как и его исполнитель. Мы готовы осуждать молчаливое большинство, не противящееся кровавому политическому режиму и за это получающее от него блага или просто спокойную жизнь. Но если речь идет об уничтожении животных, то тут накал страстей явно падает. Я, например, не припомню, чтобы в русской прессе говорилось о сторонниках прав животных без ухмылки, особенно не ожидаю и того, что эти строки читаются без нее. Поскольку если отнестись к этому с такой же серьезностью и честностью, то чаще всего начинать приходится с себя. Жизнь наша в нынешнем мире устроена так, что для производства большинства вещей, окружающих нас в быту, убиваются животные. Перед человеком стоит выбор - либо чистая совесть и куча бытовых неудобств, либо полный порядок в быту с маленькой червоточиной на душе из-за соучастия в убийстве.

    И на выбор этот чаще всего влияет упомянутый эффект толпы. Собственное мнение человека уравновешивается и перевешивается мнением всех остальных. "Убиваем не мы, убивают мясники" - говорит общее мнение (подобную точку зрения я некогда услышал в одном интервью из уст Бориса Гребенщикова, после чего относиться к нему всерьез я не могу). Правда умалчивает о том, что ведь мы заказываем это у них, платим им за это и поощряем их продолжать свое ремесло . См. еще раз эпиграф.

"Ведь это же необходимо для здоровья" - говорят врачи. "Ведь это же очень удобно" - говорят нам наши привычки.  "Будешь вегетарианцем - так тебя все, как минимум, за ненормального сочтут, а чаще так и перевоспитывать начнут" - говорит опыт, мой и не только мой. "Тогда же будет совсем нечего есть и нечего носить" - говорит человек уже сам себе. "Я прошел через вегетарианство и понял, что это даже мешает духовному росту, и что быть вегетарианцем неправильно" - сказали мне в разное время, не сговариваясь, несколько близких мне людей, для которых духовность не пустой звук. И наконец - "Все так живут" - говорят все.

"Ну что же, если все считают так, то пожалуй ничего плохого в мясоедстве нет. Это удобно, полезно. Держась его, не будешь выделяться из общества, сойдешь за своего. Главное - быть с этим согласным, и можно жить спокойно" - и на этом вопрос можно считать закрытым.

И только маленькая червоточинка где-то в дальних глубинах, куда взгляд никогда не добирается ...  Как если бы человек проголосовал на выборах за тирана, который его пока не трогает.

 

    Не знаю, есть ли смысл активно агитировать за вегетарианство, более активно, чем я это делаю здесь. Я старался изложить свой взгляд на мясоедство, показать его противоречивость. Но не хотел при этом воинствовать. Я прекрасно понимаю, что это только отталкивает людей. Если человек выбрал одну из сторон осознанно, пытаться переубеждать его, по-моему, неправильно.

    Тех, кто определился, какую сторону в этом вопросе он принимает, я хочу призвать - пожалуйста, уважайте тех людей, кто выбрал другую сторону. Уже одним уважительным и серьезным, без ухмылки и презрения, отношением к ним Вы сделаете доброе дело, от которого мир станет немножко лучше.

    Тем же, кто хочет определиться в своем отношении к вегетарианству, я рекомендую изучить все "за" и "против" такого образа жизни, чтобы выбор был сознательным. В этом Вам поможет среди прочего и информация, содержащаяся на  рекомендуемых нами сайтах, посвященных теме вегетарианства.

    И еще у меня к Вам просьба - не комментируйте прочитанное здесь, особенно если оно вызывает у Вас улыбку. Для меня это интимные вещи, я попытался (полагаю, довольно неуклюже) их откровенно изложить, рассчитывая на Ваше внимание, но не ожидая какой-то реакции с Вашей стороны. Пусть это просто останется между нами.

    Спасибо.

Hosted by uCoz