|
|
Gentle Giant "Octopus" 1972
George Harrison "All Things Must Pass" 1970Я чего хотел сказать : если выбирать - или Beatles не распадаются, но при этом мир не услышит этого альбома, или они распадаются, но альбом выходит, - то я выбрал бы второе. Я даже хотел в этой заметке развить эту мысль поподробнее, но она так разрослась, дополняясь всякими деталями, что в итоге выросла в рассказ, который можно на нашем сайте прочесть. Посему здесь с этой темой закончу. Что происходило тогда, в 1970 году? После распада Beatles публика ждала, может быть подсознательно, того, что кто-то один из четверки понесет факел, зажженный группой - когда речь идет о группе, людям все-таки обычно ближе стереотип "Бриллиант и оправа", наверное это каждый по себе знает. И вот думал народ, кто же там бриллиантом был - Леннон или Маккартни? Харрисон был как будто списан со счетов. В группе он себя проявлял по сравнению с другими не столь ярко. Еще в бытность в Beatles он выпустил два сольника (которых я к своему стыду не слышал; насколько я знаю, это было что-то экспериментальное, полуавангардное), которые всерьез восприняты не были. Вобщем, в сознании публики, Джордж был в группе не на первых ролях. Тем неожиданнее было то, что вдруг открылось - в Beatles, в тени Леннона-Маккартни оказывается играл великий музыкант Джордж Харрисон. Альбом захватывает какой-то масштабностью, широтой. Дело тут, конечно, не в большой продолжительности (кажется 104 минуты), я имею в виду, тот дух, который в этой музыке скрыт. По-моему, секрет в том, что в музыке нет искусственности, все какое-то такое необычайно живое, настоящее, естественное. Это объединяет в одно целое вещи с совсем разным настроением, разным звуком, серьезные и нет, и все это намного более цельно, чем было на альбомах Beatles. При этом многие вещи с первых двух пластинок - сами по себе жемчужины, вне альбомного контекста. А можно еще, например, решить, что весь альбом - эта одна большая медитация. Входишь в него сразу, но очень мягко. Заканчивается он долго, постепенно, и при этом весело - у меня например не было никогда мысли "как жаль, что музыка уже кончилась", как это часто бывает с хорошей музыкой, которая быстро кончается. Я даже более того скажу - альбом можно не слушать до конца (и я , считай, так этого ни разу и не сделал :) . На третью пластинку помещены всякие джем-сейшны, импровизации, поздравление Леннону с тридцатилетием - все этой самостоятельной художественной ценности, честно говоря, не имеет. Но! - все это мягко выводит из той самой медитации; и когда чувствуешь, что вышел, можно с чистой совестью в любой момент нажать на кнопку "Стоп". Может все это и мои умничанья, но зная о том, сколь серьезно интересовался Харрисон медитацией и духовными практиками, смею предположить, что такова была авторская задумка. Из истории. Самая известная песня с альбома - "My Sweet Lord" - принесла Харрисону много нервотрепки. Вскоре после ее выхода на Джорджа подала в суд американская девичья группа 60-х годов "The Chiffons", участницы которой утверждали, что Джордж у них эту песню списал (между тем, по собственному признанию Джорджа, он написал ее под влиянием другой песни, из репертуара ансамбля Эдвина Хоукинса). Судились несколько лет, раз Харрисону пришлось даже в суд с гитарой приходить и что-то там играть. В итоге спустя пять с лишкой лет суд пришел к выводу, что речь идет о "неосознанном плагиате". С тех пор, из всех доходов от этой песни Джорджу достается только треть. Я пишу эти строки в октябре 2000 года, на днях исполняется 30 лет со дня выхода "All things must pass", и под это дело альбом будет переиздан - вот вам еще один повод с ним ознакомиться.
Paul Simon "You're the one" 2000Был и, надеюсь, еще есть такой альманах "Забриски Райдер", который я с удовольствием читаю. Раз в одной статье говорилось про певца Леонарда Коэна, который был тогда назван "третьим великим евреем Америки". Сразу же было разъяснено, что второй это Пол Саймон, а первый - Роберт Циммерман (то есть Боб Дилан). Оставлю в покое номера третьего, а про первого со вторым чуть расскажу. В последние полтора месяца дошли до меня вести от обоих первых. Дилана послушал живьем, а Саймон выпустил новый альбом (отгадайте как называется :)) Дилан произвел весьма убогое впечатление, он как будто не в себе что ли. Я даже задумался - а что собственно люди в нем нашли-то. Саймон же задел за живое. Вот и думай теперь, кто из них второй, кто первый. Эти все табели о рангах, глупости все конечно. Надо сказать, что я сольного Саймона практически не слушал. Ну то есть, его по радио играют довольно часто, но только 3-4 песни. Имел правда честь 10 лет назад быть на его концерте - трудно поверить, но он действительно был в Москве. Дал два концерта, да где - в Зеленом Театре Парка Культуры. Информации об этом событии не было практически никакой, лично я тогда узнал о концерте, увидев небольшую афишку около метро. Возвращаясь к теме, Саймона я знаю таким, каким он был 30 лет назад. Этаким добрым и мягким, но при этом довольно бодрым и ироничным, голосу которого доверяешься сразу. Чего-то такого я и ожидал услышать, заводя в первый раз мое свежайшее приобретение. В конце концов, все же его к рок-музыкантам относят. А услышал что-то другое. Игривости и радости услышал меньше, чем ожидал. Доброты и мудрости - больше. Надо еще сказать, что я с некоторых пор страдаю обостренным восприятием английского языка, или выражаясь по-человечески, начал понимать слова, когда песни слушаю. Так тут еще и слова песенные как-то захватили, как раньше никогда не бывало. Все это проникло в меня глубоко, и задело какие-то ранее нетронутые струны. Вобщем, вышло не то, чего я ожидал, и за это Полу Саймону большое спасибо. Ну а если разобрать по полочкам, то у меня создалось впечатление, что здесь Саймон воспользовался дилановскими средствами. Ну во-первых, песни все такие длинные, многокуплетные, но в отличие от Дилана, не однообразные, измором не берут. Потом, если у Бобыча подобные опусы могут быть теоретически бесконечными, то у Пола они как-то вовремя и убедительно заканчиваются. Другой Дилановский приемчик - речитатив. В отличие от Дилана, мелодий там больше чем просто "Куплет+припев", и пожалуй даже большую часть песен на припевы-куплеты так просто не распишешь. Вобщем, ходим по дому, слушаем, радуемся и пока не надоедает. И что еще хорошо - музыка эта по-моему уместна в любое время дня (а может и года - узнаем позже). Короче, если настроение лирическое, то рекомендую, угощайтесь! |